МЕНЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС
"Главная книга", 2009, N 18
МЕНЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС
(О чем позаботиться заранее, в какой последовательности
действовать, какие документы и куда подавать)
Стараясь сократить свои расходы, многие организации меняют офисы на меньшие по площади, уезжают из центра на окраины и т.п. Если новый юридический адрес фирмы подведомственен другой инспекции, то придется сняться с учета в старой налоговой и встать на учет в новой. Работы здесь хватит и руководителю, и бухгалтеру.
Давайте посмотрим, что необходимо предпринять для того, чтобы переезд прошел менее болезненно.
Подготовительный этап - сверка
При смене инспекции вам в любом случае не избежать сверки расчетов с бюджетом <1>. И если за вами числятся какие-либо недоимки или переплаты, то разбираться с ними уже в новой налоговой будет гораздо сложнее. Поэтому непосредственно перед подачей документов о смене местонахождения организации лучше провести "репетицию" сверки. Если же вы сдаете отчетность в электронном виде, то у вас может быть онлайн-доступ к данным вашего лицевого счета, с которыми имеет смысл предварительно ознакомиться.
Предварительная сверка поможет выявить расхождения ваших данных с данными ИФНС, которые могли возникнуть либо при неверном вводе в базу данных сведений о ваших налоговых обязательствах и платежах, либо при неправильном перечислении вами налогов.
Для проведения предварительной сверки подайте (или отправьте по почте) в инспекцию заявление в произвольной форме <2>. В течение 5 рабочих дней со дня его получения отдел по работе с налогоплательщиками сформирует и выдаст вам (либо направит по почте) акт сверки расчетов <3>, где будет отражено состояние расчетов с бюджетом по данным инспекции <4>.
При совпадении этой информации с вашими данными вам останется лишь подписать полученный акт сверки <5>. Если же расхождения имеются (что, к сожалению, случается гораздо чаще), то не избежать полной сверки расчетов <6>.
После представления вами всех подтверждающих документов налоговики должны исправить свои просчеты в течение 5 рабочих дней <7>.
Выявленную переплату лучше постараться вернуть еще по месту старой налоговой "прописки". То есть в ваших интересах по возможности активизировать этот процесс и добиваться ускорения выплаты. В противном случае обязанность возврата переплаты перекладывается на новую инспекцию. В случае ее отказа вы, конечно, добьетесь возврата, но уже через суд <8>, то есть на это потребуется дополнительное время.
Если по результатам сверки обнаружена недоимка и вы согласны с ее наличием и суммой, можете также заплатить ее по местонахождению прежней налоговой. Но при наличии разногласий лучше с этим не спешить. Ведь пока новая инспекция получит все необходимые документы, допустимый срок для взыскания недоимки вполне может пройти, и платить вам ничего не придется.
--------------------------------
<1> Пункт 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент).
<2> Пункт 3.4.1 Регламента.
<3> Утвержден Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
<4> Пункт 3.4.3 Регламента.
<5> Пункт 3.1.3 Регламента.
<6> Пункт 3.1.4 Регламента.
<7> Пункт 3.1.5 Регламента.
<8> Постановления Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 17520/07, от 30.05.2006 N 1334/06.
Какие документы потребуются для смены адреса
Изменение юридического адреса фиксируется в уставе общества и регистрируется в ИФНС. Для этого вам нужно подать в прежнюю налоговую следующие документы <9>:
- решение общего собрания об изменении юридического адреса организации;
- изменения, вносимые в устав, либо устав в новой редакции;
- заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 <10>;
- платежное поручение на уплату государственной пошлины в размере 400 руб. <11>.
--------------------------------
<9> Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
<10> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439; п. 2 Письма ФНС России от 08.07.2009 N МН-22-6/548@.
<11> Подпункт 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Подаем документы в старую ИФНС
Подготовленный пакет документов представьте в инспекцию по старому месту налоговой "прописки" либо в межрайонную инспекцию, если в вашем регионе она занимается регистрацией налогоплательщиков. Сделать это, помимо руководителя организации, может фактически любое лицо. Если, конечно, будет располагать соответствующей доверенностью <12>.
Еще проще отправить регистрационный пакет документов по почте. В этом случае не забудьте, что почтовое отправление должно быть с объявленной ценностью и описью вложения, а на конверте сделайте пометку "РЕГИСТРАЦИЯ" <13>. При этом днем представления документов будет считаться день их получения инспекцией <14>.
Если все поданные вами документы будут в порядке, то не позднее чем через 5 рабочих дней с даты их представления ИФНС должна зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ <15> и уже на следующий после этого рабочий день выдать или направить вам по почте свидетельство по форме N Р50003 о внесении соответствующей записи в реестр <16>.
С даты внесения в ЕГРЮЛ информации о новом адресе вашей организации она считается снятой с налогового учета по старому месту "прописки". В подтверждение этого факта прежняя ИФНС должна направить или выдать вам уведомление <17>.
--------------------------------
<12> Пункт 1 ст. 185 ГК РФ; Решение ВС РФ от 01.08.2006 N ГКПИ06-735.
<13> Пункт 3 Требований к оформлению документов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
<14> Пункт 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
<15> Пункт 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ.
<16> Пункт 1 ст. 8, п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ.
<17> Пункты 3.6.1, 3.7 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (далее - Порядок).
Легализуемся в новой инспекции
Инспекция, снявшая организацию со своего учета, должна сама известить ИФНС по месту новой налоговой "прописки" фирмы, передав необходимые данные и документы <18> (файл выгрузки из базы данных ЕГРН и учетное дело). А новая инспекция на этом основании поставит организацию на учет у себя не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ из налогового органа по прежнему месту учета <19>. После этого вам выдадут или направят по почте свидетельство о постановке на учет с новым присвоенным КПП (ИНН останется прежним) <20>.
Как только вас сняли с налогового учета по прежнему местонахождению, все платежи и отчетность представляйте в новую инспекцию. Даже в том случае, если по вине налоговых органов задерживается постановка вашей организации на учет. Для этого постарайтесь в кратчайшие сроки выяснить все новые реквизиты, необходимые для уплаты налогов (расчетный счет ИФНС, ОКАТО и т.д.), и сведения, необходимые для сдачи отчетности (адреса, телефоны и т.п.). Если вы отчитываетесь через Интернет, потребуется перенастройка параметров электронного документооборота. Для этого нужно уведомить вашего оператора о смене налоговой инспекции.
--------------------------------
<18> Пункт 4 ст. 84 НК РФ.
<19> Пункт 3.6.3 Порядка.
<20> Пункты 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5 Порядка.
Итоговая сверка
Финальным аккордом ваших отношений со старой ИФНС будет заключительная сверка расчетов с бюджетом <21>. Уведомление об этом инспекторы пришлют вам по почте <22>. Впрочем, можно не ходить в инспекцию для итоговой сверки. В этом случае вы получите акт сверки из ИФНС, подписанный только налоговой инспекцией <23>.
Однако, если вы позаботились о проведении предварительной сверки, итоговая, как правило, не вызывает никаких сложностей и не занимает много времени. Ведь остается сопоставить расчеты лишь за последний отчетный период.
Если же разногласия с инспекторами при итоговой сверке у вас все-таки возникли, вы можете подписать соответствующий акт и в дальнейшем выяснять причины расхождения сведений уже в новой ИФНС.
--------------------------------
<21> Пункт 3 Регламента.
<22> Пункт 3.3.2 Регламента.
<23> Пункт 3.3.7 Регламента.
Уведомите контрагентов
Очень важно сообщить о смене местонахождения фирмы вашим контрагентам. Ведь от этого зависит правильность оформления документов, в которых фигурируют адрес и КПП вашей организации. Например, неверные реквизиты в счете-фактуре могут привести к отказу в вычете НДС. Поэтому имеет смысл отправить постоянным партнерам и всем тем, с кем имеются на момент переезда договорные отношения, письменное уведомление. Выглядеть оно может, к примеру, так.
Уведомление
Сообщаем вам, что с 1 сентября 2009 г. на основании Свидетельства о постановке на налоговый учет серии 11 N 123456789, выданного МИФНС России N 46 по г. Москве, адресом местонахождения ООО "Конкорд" является: 107207, г. Москва, ул. Алтайская, д. 8.
В связи с изменением адреса местонахождения с 1 сентября 2009 г. КПП ООО "Конкорд" изменен на 777901001.
ИНН ООО "Конкорд" остался прежним (7775435461).
Просим вас с 1 сентября 2009 г. при указании реквизитов ООО "Конкорд" в исходящих документах учитывать указанные в настоящем Уведомлении изменения.
Копии подтверждающих документов об изменениях в адресе местонахождения и КПП предоставляются по требованию.
По всем вопросам, связанным с настоящим Уведомлением, просим обращаться в бухгалтерию ООО "Конкорд" по телефону: (495) 123-45-67.
С уважением, Печать
Генеральный директор ООО
ООО "Конкорд" "Конкорд" Васенцов Васенцов Д.Ю.
Не забудьте о фондах
При смене юридического адреса с большой долей вероятности вам предстоит перерегистрация и в фондах: ПФР, ФОМС и ФСС.
Для организаций не установлена обязанность по уведомлению внебюджетных фондов об изменении адреса. По законодательству фонды должны перерегистрировать вас самостоятельно на основании полученных от налогового органа сведений из ЕГРЮЛ о вашем "переселении" <24>. Но на практике случается, что фонды затягивают с перепостановкой на учет. В то же время все соответствующие взносы вы должны платить вовремя, а для этого после переезда требуются реквизиты новых отделений фондов, куда нужно перечислять платежи и отчитываться. Поэтому будет совсем нелишним и здесь взять инициативу в свои руки.
Навестите отделения каждого из фондов по прежнему месту регистрации и сами оповестите их о смене местонахождения заявлением в произвольной форме с просьбой снять с учета и выдать открепительный талон.
Заявление
г. Москва 1 сентября 2009 г.
Просим вас снять с учета нашу организацию Общество с ограниченной ответственностью "Конкорд" в связи со сменой адреса местонахождения с 105215, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 31 на 107207, г. Москва, ул. Алтайская, д. 8 и выдать на руки открепительный талон.
Печать
Генеральный директор ООО
ООО "Конкорд" "Конкорд" Васенцов Васенцов Д.Ю.
А затем посетите новые отделения фондов, подав в них заявление с просьбой о постановке на учет и выдаче извещения страхователя.
Заявление
г. Москва 1 сентября 2009 г.
Просим вас поставить на учет нашу организацию Общество с ограниченной ответственностью "Конкорд" и выдать извещение страхователя.
Печать
Генеральный директор ООО
ООО "Конкорд" "Конкорд" Васенцов Васенцов Д.Ю.
Кроме того, с прежними отделениями фондов (для вашего же спокойствия) можно провести сверку по уплаченным взносам.
* * *
Как видим, сроки "переселения" в другую ИФНС во многом зависят, в числе прочего, и от ваших действий. В частности, перепостановку на учет в отделениях внебюджетных фондов лучше "организовать" самостоятельно. Это позволит вовремя начать платить взносы по новому адресу и избежать штрафных санкций.
--------------------------------
<24> Пункт 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ; п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
О.В.Чевина
Аудитор
Подписано в печать
11.09.2009