РАЗЛИЧИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО И ФАКТИЧЕСКОГО АДРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

 

РАЗЛИЧИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО И ФАКТИЧЕСКОГО АДРЕСОВ ОРГАНИЗАЦИИ:

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Чем чревато несовпадение юридического и фактического адресов организации? Ответ на этот вопрос интересует многих. Давайте разбираться.

 

Соотнесение понятий

 

Действующее законодательство не содержит запрета на одновременное наличие у организации юридического и фактического адресов и даже не содержит этих терминов. Несмотря на это, и тот и другой активно используются в правоприменительной практике. Термин "юридический адрес" употребляется в качестве аналога термина "место нахождения юридического лица", под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ <1>). Этот адрес указывается в уставе организации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

А по фактическому адресу (фактическое место нахождения), который может отличаться от юридического, реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица.

Есть еще и почтовый адрес, который также может не совпадать с юридическим и фактическим адресами организации (см. Федеральный закон N 176-ФЗ <2>).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

 

Возможность регистрации организации

по месту жительства физического лица

 

Достаточно часто в учредительных документах в качестве юридического адреса указывается место проживания руководителя организации. Обычно это бывает, когда организацию учреждает единственный участник, становящийся одновременно ее руководителем. В настоящее время сложилась достаточно устойчивая правоприменительная практика, подтверждающая законность подобной регистрации. Минфин в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159 указал на то, что законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В обоснование этого финансисты сослались на следующее. В соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Однако согласно нормам ЖК РФ (в частности, ст. 17) использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами допускается, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Норма ЖК РФ по отношению к норме ГК РФ является специальной и поэтому имеет приоритет.

 

Примечание. В качестве юридического адреса организации в учредительных документах может быть указано место проживания ее руководителя.

 

Кроме этого, Минфин привел и сложившуюся судебную практику - Постановления ФАС ВСО от 14.06.2007 N А33-18496/06-Ф02-3367/07, ФАС ВВО от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1. В них судами были признаны незаконными решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации организаций по месту постоянной регистрации их руководителей. Поддержал подобную практику и ВАС РФ, указавший в Определении от 07.09.2007 N 10816/07 на то, что регистрация общества по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа не противоречит законодательству.

К сведению: руководитель организации вправе трудиться по месту своего проживания, но не имеет права использовать свое жилое помещение в качестве офиса или производственного помещения, в котором будут созданы рабочие места для иных лиц. Подобная деятельность будет противоречить Правилам пользования жилыми помещениями <3>. При переводе жилого помещения в нежилое также следует учитывать ограничения, которые накладывает действующее правовое регулирование в части использования нежилых помещений, расположенных в жилых зданиях.

--------------------------------

<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.

 

В остальных случаях при регистрации организации по адресу места жительства физического лица есть все шансы получить отказ в госрегистрации. Так, в Определении от 13.02.2009 N 1002/09 ВАС РФ признал правомерным отказ налогового органа в регистрации юридического лица на основании того, что заявителем при подаче документов для регистрации ООО в качестве местонахождения юридического лица указано жилое помещение, права на которое заявителю не принадлежат. Это, по мнению ВАС РФ, в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ должно расцениваться как непредставление необходимых для государственной регистрации документов.

 

Смена адреса

 

При смене фактического адреса организация должна уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета. Форма и порядок уведомления зависят от способа, который организация изберет для документального оформления смены своего адреса. Вот основные из них:

1) уведомить налоговый орган об изменении фактического места нахождения (почтового адреса);

2) внести изменения в устав организации в части места нахождения;

3) встать на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации как по месту нахождения обособленного подразделения.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

В случае, когда организация меняет адрес в пределах района, подведомственного одной ИФНС, проще всего уведомить налоговый орган об изменении фактического места нахождения (почтового адреса). Подобное уведомление можно отправить в виде письма произвольной формы, так как специальной формы подобного уведомления не существует.

В случае, когда налоговый орган предъявляет серьезные претензии к организации, имеющей различные фактический и юридический адреса, целесообразнее, скорее всего, будет внести изменения в устав организации в части места нахождения. Для этого необходимо подать в налоговый орган заявление о внесении этих изменений в ЕГРЮЛ.

 

Внимание! При переходе из одной ИФНС в другую по причине смены юридического адреса, как правило, осуществляется выездная налоговая проверка.

 

Следующий вариант - встать на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации как по месту нахождения ее обособленного подразделения. Для этого нужно:

1) письменно сообщить о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения - пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 <4>);

2) подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет, если организация не состоит на учете в этом налоговом органе по иным основаниям, - п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ (форма N 1-2-Учет <5>);

3) направить в ИФНС по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения письма о том, что почтовый адрес организации находится по месту нахождения обособленного подразделения.

--------------------------------

<4> Утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

<5> Утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц".

 

Недостатком данного варианта является то, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо сдавать налоговую отчетность по ряду налогов.

Если указанные варианты по каким-либо причинам не подходят организации, то следует как минимум принять меры по своевременному получению корреспонденции, направляемой на юридический адрес предприятия. Для этого нужно договориться с отделением почтовой связи, обслуживающим юридический адрес, о пересылке корреспонденции организации по ее фактическому месту нахождения или информировании организации о ее поступлении.

Но данный способ, по нашему мнению, подходит, скорее всего, как временная мера. Ведь в случае задержки в получении корреспонденции или ее возврата отправителю последствия могут быть весьма серьезными, особенно если эта корреспонденция направлена из суда или налогового органа.

 

Примечание. О смене фактического адреса следует уведомить не только контролирующие органы, но и своих контрагентов.

 

Что касается сроков информирования налогового органа об изменении фактического места нахождения, то это зависит от способа, который организация изберет для документального оформления смены своего адреса. При уведомлении налогового органа об изменении фактического места нахождения (почтового адреса), а также в случае внесения изменений в устав организации в части места нахождения это можно сделать в любое время с момента изменения адреса. В действующем законодательстве не установлены сроки совершения указанных действий. А вот при постановке на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения организации и обособленного подразделения предусмотрен месячный срок информирования налоговых органов (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

 

Адреса массовой регистрации юридических лиц

 

В некоторых случаях участникам организации приходится регистрировать ее по так называемому адресу массовой регистрации юрлиц. Такое бывает, например, если:

- участники организации еще не знают, где она будет располагаться;

- организация регистрируется заранее, до начала некого сезонного вида деятельности;

- приобретается готовая "нулевая" организация и в некоторых других случаях.

Регистрация организации по адресу массовой регистрации юрлиц чревата серьезными последствиями. В подобном случае возможен отказ в регистрации (Письмо ФНС России от 01.02.2005 N 14-1-04/253@). Кроме того, в суде даже проведенная госрегистрация может быть признана недействительной. Так, арбитры ФАС ЗСО в Постановлении от 27.04.2009 N Ф04-1868/2009(3446-А46-26), признавая недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы в связи с изменением места нахождения организации, указали, что новый адрес ее места нахождения оказался квартирой, проживающие в которой не слышали об организации, зарегистрированной по их адресу, и не давали согласия на подобную регистрацию. Примечательно, как суд обосновал свое решение.

Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. ст. 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ <6>). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип ее достоверности (ст. 3 данного Закона).

--------------------------------

<6> Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

 

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подтверждается достоверность представленных сведений, а в ст. 25 этого же Закона предусмотрена ответственность за представление недостоверных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.

И хотя ВАС в Определении от 26.02.2009 N 1603/09 по другому делу указал на невозможность признания недействительной госрегистрации организации по иску одного налогового органа к другому в случае недостоверности адресных данных <7>, Постановление от 27.04.2009 N Ф04-1868/2009(3446-А46-26) остается одним из наиболее мотивированных по данному вопросу.

--------------------------------

<7> См. также: Постановления ФАС МО от 08.07.2009 N КГ-А40/5868-09, от 13.05.2009 N КГ-А40/3727-09 и т.д.

 

Еще пример - Постановление ФАС ДВО от 18.08.2008 N Ф03-А16/08-1/3231. Суд пришел к аналогичному выводу о том, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р 11001) указан адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица, который используется последним незаконно, в связи с чем п. 2 заявления считается незаполненным - заявление непредставленным. При этом арбитры исходили из того, что по указанному в заявлении адресу находится другая организация - арендатор, которая по заключенному договору аренды не вправе передавать арендуемое помещение в субаренду или пользование третьим лицам как в целом, так и частично. Заметим, что позиция ФАС ДВО подтверждена Определением ВАС РФ от 19.11.2008 N 14799/08.

Но бывают случаи, когда суды принимают сторону налогоплательщика. Так, ФАС ВСО (Постановление от 18.06.2009 N А19-13375/08) посчитал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что:

- указанный в заявлении в качестве адреса местонахождения юридического лица адрес является архивным помещением другого юридического лица и местом массовой регистрации;

- при осмотре названного помещения сотрудниками налоговой инспекции установлен факт ненахождения заявителя по указанному юридическому адресу.

Арбитры отметили, что организация-заявитель представила полный перечень документов для регистрации юридического лица, о чем свидетельствует расписка в получении документов, выданная регистрирующим органом. Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица, как не содержит в качестве основания для отказа в регистрации указание заявителем адреса массовой регистрации. В результате суд решил, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа организации в государственной регистрации.

Судьи этого же округа в Постановлении от 08.08.2008 N А19-15892/07-Ф02-3742/08 заметили, что действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких юридических лиц по одному адресу, поэтому совпадение указанного в заявлении о государственной регистрации адреса места нахождения юридического лица с адресом места регистрации иных юридических лиц не свидетельствует о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства. Арбитры отклонили и ссылку налогового органа на то, что указанный в заявлении адрес места жительства участника общества г-на А. не является адресом постоянно действующего исполнительного органа, поскольку предполагаемый директор ООО г-н К. по данному адресу не проживает. На наш взгляд, подобные судебные акты не противоречат сложившейся арбитражной практике. Они, наоборот, ее подтверждают, свидетельствуя о том, что для отказа в государственной регистрации налоговый орган должен не предполагать, а точно знать, что регистрируемая организация не находится по заявленному адресу.

 

Иные проблемы организаций с отличающимися адресами

 

Организации, у которых различаются юридический и фактический адреса, могут столкнуться с целым рядом других проблем в результате всевозможных претензий налоговых органов. Мы уже говорили о том, что налоговые органы не вправе обращаться в суд с исками о признании недействительной госрегистрации юридических лиц. Также налоговые органы не могут:

- ликвидировать фирму в принудительном порядке (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50, Постановления ФАС ДВО от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5353, ФАС ЗСО от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС СЗО от 21.02.2007 N А56-58777/2005, ФАС СКО от 25.06.2007 N Ф08-3628/2007-1476А, ФАС ЦО от 13.10.2003 N А23-322/03Г-12-41);

- обязать организацию представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения (Постановления ФАС МО от 02.11.2006 N КА-А40/10640-06, от 24.10.2006 N КГ-А40/10076-06, от 12.10.2006 N КГ-А40/9671-06 и др.);

- привлечь предприятие к ответственности за установку ККТ по адресу, отличному от указанного в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

К сведению: Минфин в Письме от 11.08.2009 N 03-01-15/8-407 сообщил: поскольку представление при регистрации ККТ договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение не предусмотрено, требование о представлении таких документов и отказ в регистрации ККТ в случае их непредставления неправомерны (см. также Приказы Минфина России от 10.03.2009 N 19н и ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@).

Вместе с тем налоговые органы могут привлечь к ответственности по ст. 116 НК РФ за несообщение об открытии филиала организацию, юридический адрес которой зарегистрирован по месту жительства ее руководителя (Постановление ФАС МО от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07 с учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 N 11542/07 по этому же делу).

При несовпадении адресов налоговики, сославшись на п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, могут попытаться наложить на руководителя организации административный штраф за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган в размере 5000 руб. Об этом, в частности, говорится в Письме УФНС по г. Москве от 26.06.2007 N 09-10/060223@. Однако, поскольку срок представления сведений не установлен, организация может избежать уплаты штрафа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 16.08.2007 N 09АП-10770/2007-АК подчеркнул: в силу прямого указания закона, а именно гл. VI Федерального закона N 129-ФЗ, установлен специальный порядок регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы, где законодатель не предусмотрел сроки представления таких сведений в регистрирующий орган. Следовательно, регистрирующие (налоговые) органы не вправе применять к должностным лицам организаций административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в части несвоевременного представления сведений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Нельзя оштрафовать предприятие и на основании п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет). Дело в том, что в случае, когда уже после государственной регистрации организация меняет адрес своего места нахождения, данная норма неприменима, так как представленные сведения изначально были достоверными, но изменились впоследствии (Постановления ФАС ЗСО от 30.08.2007 N Ф04-5832/2007(37548-А67-37), ФАС СЗО от 24.09.2008 N А26-7335/2007 и др.).

Кроме того, возможен и целый ряд незаконных действий со стороны ИФНС в отношении таких организаций по отказу в возврате переплат по налогам (налоговых вычетов по НДС), блокировке расчетных счетов и т.д.

 

Налоговые проблемы

 

Наиболее серьезной налоговой проблемой, связанной с наличием у предприятия двух адресов, является отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС (реже - в признании расходов для целей налогообложения) покупателями таких организаций-продавцов. В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть обозначены адреса покупателя и продавца. При этом налоговое законодательство не раскрывает, какой адрес должен быть отражен в счете-фактуре - юридический или фактический. Правила ведения книг покупок и продаж <8> указывают на необходимость отражения в счете-фактуре юридического адреса. Что же касается правоприменительной практики, то она весьма разнородна.

--------------------------------

<8> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

 

Преобладающим является буквальное толкование положений Правил ведения книг покупок и продаж. О необходимости указания в счетах-фактурах юридического адреса говорят Минфин (Письмо от 07.08.2006 N 03-04-09/15), ФНС (Письмо от 14.07.2009 N ШС-22-3/564@) и УФНС по г. Москве (Письма от 13.12.2006 N 19-11/109634, от 02.06.2005 N 19-11/39272).

Арбитры в большинстве случаев подтверждают подобный подход, считая, что указание в счете-фактуре только юридического адреса, по которому организация фактически не находится, не является нарушением (Постановления ФАС ВВО от 28.02.2008 N А29-3484/2007, ФАС ВСО от 30.01.2008 N А33-5697/07-Ф02-9207/07 <9>, ФАС МО от 22.01.2008 N КА-А41/14323-07). Однако имеются и отрицательные судебные решения по данному вопросу, например Постановление ФАС ДВО от 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3439.

--------------------------------

<9> Определением ВАС РФ от 27.03.2008 N 3944/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

 

Относительно возможности указания в счете-фактуре только фактического адреса организации судебная практика также противоречива. Так, в Постановлении от 17.04.2007 N А19-20355/06-15-Ф02-1625/07 ФАС ВСО сделал вывод о том, что отражение в счете-фактуре фактического адреса (не соответствующего юридическому) является нарушением правил его оформления, предусмотренных ст. 169 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС ПО от 04.10.2006 N А65-9676/2006-СА2-22, ФАС ВСО от 26.10.2006 N А74-1635/06-Ф02-5537/06-С1. Есть и противоположные решения. В частности, ФАС УО в Постановлении от 19.11.2007 N Ф09-9418/07-С2 пришел к выводу, что указание в счете-фактуре фактического адреса, по которому осуществляется хозяйственная деятельность, не является нарушением, даже если фактический и юридический адреса не совпадают. Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС ВСО от 09.08.2007 N А19-3637/07-Ф02-5213/07, ФАС МО от 20.08.2007 N КА-А40/8047-07.

И все же в последних судебных актах ВАС РФ подтверждает правомерность указания в счетах-фактурах как юридического, так и фактического адресов. Например, в Определении от 26.03.2009 N ВАС-3333/09 ВАС признал не противоречащим действующему законодательству вывод нижестоящих судов о правомерности налогового вычета по счетам-фактурам, в которых указан адрес поставщика, соответствующий его месту нахождения по выписке из ЕГРЮЛ. А в Определении от 09.07.2009 N ВАС-8595/09 высшие арбитры подтвердили право на налоговый вычет по счетам-фактурам, содержащим лишь фактический адрес поставщика, исходя из того, что положения п. 5 ст. 169 НК РФ не определяют, какой именно адрес (юридический или фактический) следует указывать в счете-фактуре.

Однако, несмотря на мнение ВАС РФ, не нужно надеяться, что правоприменительная практика в один день станет единообразной. В этой ситуации наиболее оправданным будет отражение в счетах-фактурах как юридического, так и фактического адресов. В подобном случае ни продавца, ни покупателя невозможно в чем-либо обвинить. Разве что в противоречии подобного решения позиции Минфина, изложенной в Письме от 07.08.2006 N 03-04-09/15. В нем Минфин указал на возможность отражения в счетах-фактурах двух адресов (фактического и юридического) лишь в случае, если оба этих адреса отражены в учредительных документах организации. Но этого не стоит бояться, поскольку указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (например, данных доверенности лица, подписавшего счет-фактуру) не противоречит требованиям НК РФ и, как правило, приветствуется налоговыми органами.

 

В.А.Шеменев

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

05.10.2009