Система налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

 

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.  Это – НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, государственные пошлины, таможенные пошлины и др.

 

Региональными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Это – налог на имущество, транспортный налог и др.

 

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, которые обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относится земельный налог и др.

 

Налог считается установленным тогда, когда определены следующие параметры:

 

    * Объект налогообложения;

    * Налоговая база;

    * Налоговый период;

    * Налоговая ставка;

    * Порядок исчисления налога;

    * Сроки уплаты налога.

 

Здесь хочется заострить внимание на системах налогообложения таких как:

 

   1. Упрощенная система налогообложения (УСН);

   2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

 

 

 

Предельный доход для целей применения УСН в 2010 году - 60 млн. руб.

 

      Несмотря на добровольный характер УСН, существует риск в течение года потерять право на применение - установлена предельная величина дохода для тех, кто уже применяет УСН. В 2009 г. доходы "упрощенца" не должны были превысить 57 904 103 руб. (20 000 000 руб. x 1,132 x 1,241 x 1,34 x 1,538).

      В течение 2010 года право применения указанного режима налогообложения сохраняется, если доходы от реализации и внереализационные доходы по итогам отчетного (налогового) периода не превысят 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции согласно Закону № 204-ФЗ). Указанный предельный размер доходов установлен для применения УСН в 2010-2012 годах (п. 4 ст. 4 Закона № 204-ФЗ).

      В случае, если условия нарушены, или с начала календарного года в добровольном порядке осуществлен переход на иные режимы налогообложения, то право на применение УСН теряется. Для того, чтобы вновь перейти на УСН, нужно не ранее чем через один год после того, как утрачено данное право, подать в установленные сроки заявление о переходе на УСН (пункты 3 и 7 статьи 346.3 и пункты 3 и 7 статьи 346.13 НК РФ).

      При потере права на применение УСН необходимо сообщить в инспекцию ФНС России по месту постановки на налоговый учет о переходе на иной режим налогообложения в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода (пункт 5 статьи 346.5 и пункт 5 статьи 346.13 НК РФ).

      Если в налоговом периоде не допущено превышение установленного предельного размера доходов или несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, то право на применение УСН сохраняется в следующем налоговом периоде. Обязанности каждый последующий год подавать заявление для подтверждения прав применения данного режима налогообложения не предусмотрено.

      Добровольно перейти на иной режим налогообложения можно, уведомив об этом инспекцию ФНС России не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на иной режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.3 и пункт 6 статьи 346.13 НК РФ).

 

 

УСН

 

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН.

 

Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащей к уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

 

Организации, применяющие УСН, производят оплату ОПС (обязательное пенсионное страхование), а так же страховых взносов по НС и ПЗ (несчастные случаи и профзаболевания – травматизм).

 

Иные налоги уплачиваются на общих основаниях.

 

Не вправе применять УСН:

 

   1. организации, имеющие филиалы и представительства;

   2. банки;

   3. страховщики;

   4. негосударственные пенсионные фонды;

   5. инвестиционные фонды;

   6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

   7. ломбарды;

   8. организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а так же добычей и реализацией ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

   9. организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом;

  10. организации и ИП, переведенные на уплату единого с/х налога;

  11. организации, являющиеся участниками соглашения о разделе продукции;

  12. частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

  14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

  15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей;

  16. бюджетные учреждения;

  17. иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

 

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН.

 

Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление в налоговый орган по месту регистрации юридического лица или по месту жительства ИП в период с 01.10 по 31.11. текущего года о переходе со следующего года на УСН. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.

 

Выбор объекта налогообложения налогоплательщики осуществляют самостоятельно (указывают в заявлении).

 

   1. доходы – ставка 6%;

   2. доходы-расходы – ставка 15%.

 

В случае изменения выбранного объекта, необходимо до 20 декабря уведомить налоговый орган.

 

Вновь созданная организация и ИП обязаны подать заявление о переходе на УСН в 5-дневный срок, с даты постановки на учет.

 

Если по итогам отчетного года доходы налогоплательщика превысили 60 000 000 рублей или допущено несоответствие требований при переходе на УСН, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, начиная с того квартала, в котором допущено превышение или несоответствие.

 

При этом суммы налогов, подлежащие уплате при применении иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в общем порядке.

 

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного периода.

Порядок признания доходов и расходов.

 

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу организации, получение иного имущества или имущественных прав, а так же погашение задолженности.

 

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

 

Новое в определении налоговой базы.

 

       При определении налоговой базы при объекте "доходы минус расходы" в расходах учитываются расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

       При применении объекта налогообложения "доходы", важным изменением является то, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

 

Порядок исчисления и уплаты налога.

 

Налог исчисляется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля.

 

(ДОХОДЫ-РАСХОДЫ) * 15%, однако необходимо рассчитать сумму минимального налога, которая равна

Доходы * 1%.

 

ДОХОДЫ * 6%

Если объектом налогообложения выбраны доходы, сумма исчисления налога может быть уменьшена, но не более, чем на 50% на сумму уплаченную по ОПС и б/л.

 

Уплата налога и сдача налоговой декларации осуществляется до 25 числа следующего месяца за истекшим отчетным периодом.

 

 

ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

 

Пунктом 3 статьи 346.28 НК РФ определены правила регистрации плательщиков ЕНВД в налоговом органе с 1 января 2009 года:

"3. Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

 

 

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

 

 

Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

 

 

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета.

 

 

Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации или индивидуального предпринимателя о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов."

 

 

На 2010 год установлен коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Он составляет 1,295 (в 2009 году – 1,148).

Коэффициент-дефлятор К1 – одна из составляющих формулы расчета ЕНВД. ЕНВД равен произведению физического показателя, установленного НК РФ для соответствующего вида предпринимательской деятельности, значения базовой доходности физического показателя, коэффициента-дефлятора, корректирующего коэффициента (устанавливается на местном уровне) и налоговой ставки (15%).

К1 учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде. Он устанавливается ежегодно и публикуется перед началом года применения.

См. Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 ноября 2009 г. N 465 "Об установлении коэффициента-дефлятора K1 на 2010 год".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 ноября 2009 года. Регистрационный N 15240.

 

 

ЕНВД: перемножать или не перемножать?

 

 

Рассмотрен вопрос о применении в 2010 году коэффициента-дефлятора К1 при исчислении ЕНВД.

С 1 января 2009 года применяется новый порядок определения К1. Он рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в прошлом календарном году.

Размер К1 устанавливается Минэкономразвития России каждый год. В 2010 году он равен 1,295. К1 рассчитан в вышеуказанном порядке, т. е. с учетом коэффициентов, установленных на 2009 год.

Таким образом, при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2010 года К1 на 2009 год и К1 на 2010 год перемножать не следует.

См. Письмо Минфина России от 27 ноября 2009 г. N 03-11-11/216.

 

Освобождение от применения ККТ.

 

      Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождены от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

      Но при этом необходимо выдать в момент оплаты товара по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий получение денежных средств за соответствующий товар и содержащий обязательные реквизиты: наименование документа; порядковый номер, дата выдачи; наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

      Одновременно в целях обеспечения государственного контроля и усиления ответственности хозяйствующих субъектов за соблюдение прав потребителей:

- налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, а также налагать штрафы за отказ в выдаче по требованию покупателя указанного документа ( Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1);

- административное нарушение, заключающееся в отказе в выдаче по требованию покупателя, документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, как и неприменение ККТ, влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. (статья 14 КоАП РФ).

         Обращаем внимание: В п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ сказано о том, что розничная продажа крепкого алкоголя в городах может осуществляться только в помещении, которое оборудовано кассовым аппаратом.

      Обращаем внимание: Бланки строгой отчетности предусмотрены для применения в предпринимательской деятельности, связанной исключительно с оказанием услуг населению (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении налично-денежных расчетов и (или) других расчетов с использованием платежных карт").